Вход

Регистрация
Главная
 
Сайт учителя русского языка и литературы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статьи [0]
Сценарии для внеурочной работы [2]
Лингвистические загадки [0]
Литературные викторины [0]
Родителям [3]
Наши достижения [1]
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие коммуникативных УУД в процессе преподавания русского языка и литературы. (Из опыта работы.)
Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников

образования



Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в процессе преподавания русского языка и литературы».





СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 28.10 по 01.11. 2013 года

                                            2 сессия с 11.11 по13.11. 2013 года

                                               с 15.11 по 16.11. 2013года

Выполнила: Савачаева Валентина Павловна

учитель  русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Савруха  м.р. Похвистневский

Самарской области







                                                    2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

                              I.            Вводная часть                                                   3 стр.

                           II.            Основная часть                                    

1.     Комплексная работа над текстом - один   из самых действенных приемов развития коммуникативных УУД.                                                          4 стр.

2.     Эффективные формы обучения при формировании  коммуникативных УУД.                       9 стр.

3.     Результативность деятельности.         15 стр.

                       III.            Заключение                                                        16 стр.

                       IV.            Список использованной литературы            17 стр.



















































      I.            Вводная часть

Развитие устной и письменной речи – путь к формированию языковой компетенции учащихся, которая подразумевает практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм.

За 35 лет педагогической деятельности в области преподавания русского языка и литературы у меня сложился свой взгляд на вопрос об успешности выпускников. Бесспорно, что имеют огромное значение учебные умения,  навыки, знания, но если ребенок не умеет воспользоваться ими, то, как правило, они обесцениваются.     По этой причине в своей работе нашла основополагающую цель: вооружить такими универсальными учебными действиями,  которые позволяют найти выход из любой затруднительной ситуации.

В этом отношении важнейшую роль играют принципы овладения культурой речи, являющейся основой владения всеми стилями языка:

1)    высоким искусством слова (язык классической литературы)

2)    профессиональной лексикой

3)    языком интеллектуальной элиты.

4)    не менее важно уметь различать представителей «речевой неполноценности», пытающихся имитировать культурную речь. Слово вездесуще, оно проникает во все сферы деятельности человека, и явные ошибки в речи у всех на слуху. Заметное снижение речевой культуры сфере массовой коммуникации общества определяется рядом факторов:

1.Возросло личностное начало в речи, что пока не закреплено в языковых нормах.

2.Средства массовой информации перестали комментироваться цензурой и в значительной степени расшатали «языковые нормы общества»;

3.Изменилась ситуация общения, родились новые жанры устной речи.

Исходя из данной ситуации  возникает профессиональная проблема:

От констатации снижения уровня речевой культуры и справедливых утверждений о культурном социальном значении языка в жизни русского народа необходимо переходить к воспитанию речевой культуры в обществе, ориентируясь на самые разные категории языковых личностей.



   II.            1. Комплексная работа над текстом- один   из самых действенных приемов развития коммуникативных УУД.

   Создание образцовой речевой среды – задача всего педагогического коллектива, успешность осуществления которой зависит от добросовестного исполнения профессиональных обязанностей каждым преподавателем. Обозначены требования во ФГОС (ах):

1.Тщательная подготовка к каждому занятию, анализ собственной речи, по возможности предупреждение речевых ошибок, обращение в случае затруднения к словарям и справочникам.

2. Демонстрация учащимся аккуратности и грамотности   оформления всех видов записей (на доске, в рецензиях на сочинения, рефератах и других видах творческих работ).

3. Оценка ученических письменных работ по любому предмету с учетом языковой компетентности.

4. Формирование умения анализировать, сопоставлять, аргументировать.

5. Совершенствование навыков самостоятельной работы с книгой (составление планов, конспектов, тезисов, аннотаций, отзывов, рецензий); привитие навыка работы с дополнительной литературой (словари, справочники, энциклопедии).

6. Приучение к систематической работе с орфоэпическим, терминологическим словарями в целях отработки навыков произношения и написания трудных слов.

7. Внимательное отношение к устной речи учащихся, формирование осознанного отношения к красоте русского слова, к богатствам русского языка.

8. Создание на занятиях культурной языковедческой атмосферы, нетерпимости к негативным проявлениям в речи учащихся (жаргонизмы, вульгаризмы).

9. Воспитание на занятиях культуры речевого общения. Предупреждение грубости и  нетактичности по отношению к одноклассникам и преподавателям, техническому персоналу.

10. Проведение консультативной, факультативной работы, связанной с нормами современного литературного языка.

Реализация таких обязанностей находится в прямой зависимости от уровня речевой культуры всего педагогического коллектива и работников технического обслуживания, в том числе учащихся, которые должны четко понять свои задачи: овладеть такими УУД, какие помогут оставаться востребованными для общества.

     Современный учитель может кардинально воздействовать на речевую среду образовательного пространства, и это педагогическое воздействие должно иметь комплексный  культурно-исторический характер.

     О значимости работы по совершенствованию педагогической речи категорично заявлял В.Г. Костомаров: «Не подлежит никакому сомнению, что развитие речи обучаемых следует начинать с развития речи педагога».

Эффективность речи определяется степенью владения приемами лексико-грамматических средств. Анализируя разные аспекты изучения текста исследователи (Гальперин И.Н., Зарубина НД., Лосева Л.М., Москальская О.И.) стремятся, во-первых, определить место текста в системе языка или речи; во-вторых, выявить собственно текстовые категории. Текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи и основная ее единица. Таким образом, продуцирование и осмысление текстов происходит в процессе коммуникации для достижения целей общения. И.Р. Гальперин дал такое определение текста: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Наиболее широко используется именно такая трактовка. Единственный недостаток заключается в том, что такое определение имеет склонность к разговорному типу, диалогическому. Преподавателю важно находить сочетание разных форм речи, сообразуясь с педагогической стратегией.

     Работая над содержанием текста, нужно обладать определенными навыками культуры речи, что отождествляется многими лингвистами с языковой нормативностью (М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, К.С. Аксаков, А.А. Потебня, Д.Э. Розенталь и др.)

     Под языковой нормативностью понимается владение нормами литературного языка в его установленной письменной форме, соответствующей соблюдению норм произношения, ударения, точного, ясного, чистого словоупотребления.

     Еще в 1939г. Л.В. Щерба противопоставлял литературный язык и разговорный, отмечал, что именно система – норма находится в основе культуры речи и совершенства ее коммуникативных качеств: «Воздействие речи невозможно без соблюдения системы норм, поэтому нормативность является безусловной основой культуры речи». Нормы существуют в фонетике, словообразовании, морфологии, синтаксисе, лексике, имея разную степень крепости.

     Итак, как работать над нормами каждого раздела языкознания – над этим мы и размышляем.

Типичны фонетико-орфографические ошибки, связанные с нарушением произношения и ударения в  словах. Можно предложить тесты     как для группового, так и для индивидуального обследования. Результаты констатирующего среза дают основание говорить о необходимости промежуточного корректировочного курса для поддержания и дальнейшего совершенствования орфоэпической культуры учащихся.

     Лексические ошибки (или речевые) свидетельствуют о незнании некоторых норм словоупотребления. Для достижения точности словоупотребления очень важно уметь выбрать слова, соответствующее данному понятию и употребить его соответственно контексту. В.В. Виноградов, говоря о речевых недочетах, указывал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды» разных жанров, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». Поэтому так важна систематическая работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами.

     Неправильный выбор слова на лексико-семантическом уровне связан:

- с незнанием основного лексического значения слова, что может объясняться с его устарелостью или, наоборот, новизной;

- с неправильным использованием слова в переносном значении;

- со смещением паронимов;

- неоправданным употреблением однокоренных слов (тавтология);

- с явлением плеоназма.

     На стилистическом уровне неправильный выбор слова – употребление стилистически маркированного слова:

- канцеляризмов за пределами официально-делового стиля;

- жаргонизмов в нейтральных контекстах;

- диалектизмов за пределами диалекта;

- эмоционально-экспрессивной лексики.

Самое грубое нарушение – незнание значения слов. Самый действенный способ – ежедневная работа с толковым словарем. Внимательное отношение к лексике, значение которой непонятно. Составив таблицу наиболее часто встречающихся ошибок, контролировать свою речь. В ходе диагностических заданий, анкетирования, тренингов выявляются грамматические ошибки, причиной которых может быть:

- незнание норм языка, особенностей его лексической и грамматической системы;

- игнорирование его тенденций и возможностей;

- бедный словарный запас

Грамотность, хороший литературный язык могут быть достигнуты лишь при условии серьезного внимания к каждому слову и к каждому высказыванию при помощи речевых упражнений, в которых решаются следующие задачи:

- осмысление выразительного речевого потенциала морфологических единиц;

- исследование возможности лексической синонимии морфологических средств на основе текста;

- обоснование уместности и целесообразности использования тех или иных морфологических единиц в высказывании и тексте;

- анализ негативного текста как следствие недостаточного осмысления таких качеств речи, как правильность, точность, уместность т.п.

     Работа по совершенствованию речевой культуры в целом и предупреждению грамматических ошибок в частности должна включать в себя обучение правилам отбора языковых средств и построению речевого высказывания в разных ситуациях общения с разными коммуникативными задачами. Выделяются нами следующие коммуникативные качества речи:













Содержательность

(информативность)

Насыщенность высказывания интересными фактами, ценными сведениями


Логичность



Последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания, умение начать и завершить высказывание


Уместность



Соответствие речи данной речевой ситуации и целям коммуникации


Ясность



Доступность слушателю и читателю, ориентированность речи на ее восприятие адресатом


Точность



Умение не просто сообщить факты в соответствии с действительностью, но и выбирать языковые средства, которые передают все признаки, присущие изображаемому


Богатство

Разнообразие языковых средств, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные синонимы, различные структуры предложений, наилучшим образом передающие содержание


Выразительность

Яркость, красота, убедительность речи


Чистота



Отсутствие просторечных слов, слов – паразитов, ненормативной лексики, жаргонизмов и т.п.


Правильность



Соответствие речи литературной норме в области грамматики, орфоэпии, орфографии и пунктуации




      Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать.

Для совершенствования культуры речи, ее коммуникативных функций существует очень много методов, форм, приемов и методик, используемых на различных этапах. Л.П. Федоренко выдвигает:

1) Методы теоретического обучения (лекции, сообщения, беседы, обзоры информации);

2) Методы теоретико-практического обучения (наблюдение, самоанализ, ранжирование)

3) Практические методы (тесты, тренинги)                        



2.Эффективные формы обучения при формировании  коммуникативных УУД.

   

Лекционно-практические и семинарские занятия являются формами активного обучения, которые формируются в ходе выполнения ряда упражнений:

- Произнести по-разному этикетную формулу «Уважаемые слушатели!» (равнодушно , торжественно  выражая просьбу, иронию, радость и т.д.) Сопроводить произнесение мимикой.

- Объясните смысл следующих изречений. Согласны ли вы с идеями, заключенными в них? Какие функции и особенности речевого этикета отражены в этих высказываниях?

«Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным»

«Быть грубым, значит забывать собственное достоинство» (Н.Г. Чернышевский) и т.п.

     К инновационным формам обучения относятся эвристические задания с элементами исследования; дидактические игры, содержащие проблему, ситуацию, требующую разрешения путем обмена мнениями между участниками.

     «Круглый стол» Характерной чертой этой формы является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

     Новая форма обучения «Мозговой штурм» (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Ее цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

     Использование метода «Мозговой штурм» в учебном процессе позволяет решать следующие задачи:

- творческое усвоение слушателями учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

     Проблема должна иметь теоритическую и практическую актуальность и вызвать активный интерес, иметь возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед участниками как учебная задача.

     Подготовка к «Мозговому штурму» включает следующие шаги:

- определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

- планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

- подбор вопросов для разминки;

- разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение занятия.


    На занятиях в учебное и неурочное время можно использовать коммуникативные игры типа «Знакомство» «В магазине», «Комплименты» и т.п. Суть игры заключается в воссоздании определенной жизненной ситуации, когда нужно проявить знания этикета, внимательность, предупредительность.                                                                                                              Игра «Точка зрения» развивает умение формировать вопросы для оппонента, последовательно выдвигать аргументы в защиту своего мнения, а также определять манеру поведения во время дискуссии.

I этап игры: Учитель задает вопрос, на который каждый должен ответить однозначно. Варианты вопросов могут быть следующие:

1.     Добрый преподаватель: это хорошо или плохо?

2.     Всякая ли правда уместна?

3.     Может ли человек сам себя воспитать? и т.п.

     В соответствии с результатами опроса создаются две команды, каждой из которых предстоит отстоять свою точку зрения. Тем, кто выбрал «золотую середину» (1-3 чел) предлагается стать экспертами.

II этап игры: Командам дается время для подготовки аргументов в защиту своей точки зрения, продумать вопросы для команды – соперницы, каждая команда готовит основного игрока для ведения спора, давая ему необходимые советы, какой стратегии и тактики придерживаться во время дискуссии.

III этап игры: Обмен мнениями. Представители команд по очереди обосновывают свою точку зрения. Выслушивают противоположные мнения друг друга. Затем командам предоставляется возможность задать по несколько вопросов команде – сопернице. Эксперты оценивают логичность, корректность вопросов, ясность, убедительность ответов.

IV этап игры: Выступления экспертов и подведение итогов дискуссии учителем.

      Для формирования умения пользоваться толковыми словарями рекомендуется нахождение в словарной статье ее структурных элементов и используются упражнения типа:

1.     Выпишите несколько многозначных слов, запишите основное и переносное значение каждого слова (например: внимательный , взвесить, аудитория)

2.     Выпишите из словаря слова с отрицательной приставкой не. Объясните слитное написание слов с этой приставкой.

3.      Выпишите несколько примеров с чередованием звуков из словаря.

4.     Найдите слова по тем или иным пометам и т.п.

     Словарный запас значительно обогащает устную и письменную речь и вызывает интерес к изменениям, происходящим в языке, которые можно пронаблюдать в этимологическом словаре.

     Немаловажное значение имеет привычка пользоваться словарем синонимов. При ознакомлении со структурой словарных статей необходимо обратить внимание на структуру: синонимический ряд  начинается со стержневого слова и представляет собой определенную систему.

     Так, предлагается подобрать синонимы к словам «говорить», «образование», «интеллигентный»

Говорить: излагать, изъявлять, молвить, произносить, сказать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять, витийствовать, ораторствовать, проповедать, гласить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, ворчать, шептать, мямлить, галдеть, цедить

Образование: воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс, образованность, изготовление, созидание, формирование, организация.                        

Интеллигентный: умный, образованный, понятливый, рассудительный, воспитанный, сведущий, мудрый, здравомыслящий, толковый, благоразумный.

    В  составленных синонимических рядах можно выявить стержневые слова, отмечая среди них нейтральные и эмоционально-окрашенные. В ходе занятий также выясняются основные функции синонимов в речи.     Для совершенствования речевой культуры рекомендуются упражнения на выбор нужного слова из стоящих в скобках. (Уровень и качество образовательных (услуга, одолжение) и т.п. С большим интересом дети выполняют задания на исправление ошибок. В процессе работы над синонимами можно предложить составить таблицу, в которой будут представлены синонимы, используемые в научной речи:










Временная соотнесенность частей информации

Прежде всего , вначале, сначала, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, в то же время, наряду с, ранее, снова, вновь, затем, позже, далее, в дальнейшем, в последующем, в заключении


Сопоставление и противопоставление частей информации

Так (же), при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, между прочим, кстати, в частности


Дополнение или уточнение информации

Также , при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, между прочим, кстати, в частности


Иллюстрации, выделения, случая, пояснения

Например  так, например; именно, только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее


Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации

И, поэтому, отсюда, тем самым, в результате, следовательно, значит, стало быть, в силу того, вследствие этого, в зависимости от этого, в связи с этим, в таком случае, в этом случае, при этом условии


Ссылка на предыдущую или последующую информацию

Как было сказано (показано,  отмечено , упомянуто), как говорилось, как видно; согласно этому, сообразно этому, соответственно этому, подобно этому, в отличие от этого, рассматриваемый, исследуемый, приведенный, указанный


Обобщение, вывод, итог информации

Таким образом ,  итак, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует





     Данная таблица поможет в оформлении научных текстов, деловых бумаг, служебных документов, языковое оформление которых строго регламентировано. Кропотливая работа со всеми видами словарей дает богатый материал для словоупотребления и словотворчества.

     Упражнения различного типа включается в тесты после изучения того или иного программного материала по морфологии, орфографии, орфоэпии.

     При изучении «Синтаксиса и пунктуации» в целях предупреждения речевых ошибок уместно разнообразить повседневную работу другими упражнениями:

1)    Конструирование единиц более высокого уровня, например: Составить сложноподчиненное предложение из простых: На березе распустились листочки. Береза растет под моим окном.

     Задания, плодотворно влияющие на словотворчество, типа: Составьте как можно больше существительных, объединяя приставки про-, над-, от - , в-, раз-, вы-, корни – мыв-, -рыв-, -шин-, -лив-; суффиксы – а-, - ний - , -к-; окончания –е, -а, нулевое.

     Начиная с 5 класса, по каждой теме предлагаются упражнения, содержащие речевые ошибки, которые нужно обнаружить, исправить. После выявления ошибок вместе с ребятами классифицируем их и относим к одной из категорий нормативного языка (всего пять):

1)    Словообразовательные, состоящие из неоправданного словосочинительства  или видоизменения слов

2)    образованием форм слов и употреблением частей речи;

3)    синтаксические – заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений;

4)    лексические – представляющие собой употребление слов в ненормативных значениях, нарушениях лексической сочетаемости, повторах, тавтологии;

5)    стилистические – заключающиеся в нарушении единства стиля.

За многие годы работы убедилась, что правильная классификация ошибки – залог успешной работы по ее предупреждению и устранению, поэтому при квалификации недочета стараюсь исходить из замысла пишущего. В этом случае четко нужно разграничивать речевые и фактические ошибки в пользу ребенка.

Как известно, формой устной речи мы пользуемся чаще, поэтому ее совершенствование играет первостепенную роль. На уроках развития речи в 8-9 классах проводится работа над умением различать анафору, эпифору, композиционный стык, выразительные и синтаксические средства художественной литературы. Дети   не чувствуют пока разницу между немотивированным и мотивированным нарушением норм.  Мотивация разъяснена в самих определениях.

  Каждая теоретическая тема школьной программы содержит большие возможности для развития речевых навыков учащихся. В старших классах основная нагрузка по развитию речевой культуры ложится на урок литературы, где речевые ситуации возникают чаще при анализе произведений. Кроме того приступаем к освоению новых форм работы: конспектирование, подготовка сообщений на заданную тему, написание рефератов, сочинения разного жанрового и стилистического  содержания. На данном этапе очень важно поддержать интерес к художественной литературе – как образцу монологической речи, поэтому к комплексному анализу текста прибавляются новые формы и приемы работы. Действенную помощь в воспитании речевой культуры оказывает редактирование  текста. В этом случае перед началом работы целесообразно напомнить ребятам, как классики русской литературы кропотливо работали над словами: известные воспоминания К. Паустовского о Пушкинских рукописях; письмо Н.С. Лескова Разоренову 1884 года, в котором он сообщал, как на вопрос Глинки «Откуда у вас такой дивный слог?», Карамзин ответил: «Все из камина, батюшка!.. Напишу, переправлю, перепишу, а старое – в камин. Потом подожду денька три, опять за переделки принимаюсь, снова перепишу, а старое – опять в камин!..» Для умных и серьезных учащихся – это хороший стимул для  совершенствования своего потенциала. Опора на планы типа «Как работать над изложением, сочинением?», «Как работать над рассказом по картине?» и др. помогают планировать письменные и устные сообщения, более логично строить речь. Чтобы создать ситуацию творческого вдохновения, иногда включаю классическую музыку. На разных этапах задания могут быть разными:

«Передайте устно (письменно), к какому эпизоду является фоном музыка» в средних классах, в старших классах она может быть просто фоном для работы.

Домашние задания: напишите рассказ по пословице, сказку – иллюстрацию – маленькую книжку для младшего брата или сестренки, басню, стихотворение на заданную тему, кроссворд по содержанию изучаемого текста, сочинение, где нужно сопоставить героев по предложенному плану – создают атмосферу творчества, развивают речевые способности и воспитывают чуткое отношение к слову.

     В старших классах учу школьников получать информацию из различных источников и представлять ее в разных формах (в схемах, таблицах, графиках, рефератах, докладах и т.п.) Лучшие работы оставляю, чтобы выставлять в уголке «Наше творчество». Если в прежние годы учащиеся трудились не только над содержанием, но и старались оформить оригинально, то сегодня, наряду с подобными работами, сдают сообщения, рефераты, выполненные на электронных носителях, создают презентации.

     Одной из задач современности является – умение находить и извлекать информацию, используя современные технологии, что тоже определяет уровень речевой компетенции. Кому-то покажется, это не очень сложно – выудить информацию на заданную тему из Интернета, но я на своих уроках это приветствую, потому что при оформлении таких работ, ученик находит информацию, которая иногда недоступна, ее нет в библиотечном фонде.

     Организовывая внеклассные мероприятия: литературные вечера, выступления на родительских собраниях, формируем культуру публичного выступления. Много лет вела литературно-драматический кружок. Неформальная обстановка при чтении сценария, работа над стихосложением, выразительностью речи, дикцией, сценическим артистизмом создает  раскрепощенность и раскрывает те качества, которые нельзя увидеть в рамках урока. Именно здесь дети могут полнее проявить свои возможности. Как правило, тот, кто приходил – оставались надолго.  Многие ребята научились составлять сценарий, писать стихи, это, конечно, не высокая поэзия, но тем не менее, работа мысли.                                                                                                                            



3. Результативность деятельности.



К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина выезжали на районный конкурс, где заняли I место. Девочки, закончив школу и поступив в медучилище, продолжили заниматься в театре-студии «Сад» в г. Похвистнево.

     Безусловно, развитие устной и письменной речи – главный путь к формированию языковой компетенции. Здесь, как и в любой работе, важен результат. В течение многих лет наблюдала, как растут мои дети. Творческие работы некоторых храню и не только для того, чтобы гордиться ими. Рефераты, сообщения, используются другими учащимися как образец и как информация, которую невозможно найти в библиотеке.

     В своей практике традиционно использую работу над стихотворением. Среди моих ребят много любителей поэзии. Сами пишут замечательные стихи. Некоторые печатаются в районной газете. Так Шалашова Виктория, ученица 11 класса и Зырко Виктория, ученица 7 класса стали Лауреатами фестиваля «Молодые писатели Самарской области», организованного при областной юношеской библиотеке. Кроме того, Вика Шалашова, Абрамова Настя являлись участницами престижного фестиваля молодых талантливых поэтов и писателей Самарской области «Отрадненская осень 2007, 2008».

     Среди моих выпускников кандидат филологических наук Самарского государственного педагогического  университета кафедры русской и зарубежной литературы Радаева Элла Александровна. Греют душу слова на обложке автореферата «Уважаемой Валентине Павловне, любимой учительнице от благодарного автора. 21 ноября 2005г.»  Хорошие результаты на ЕГЭ-процент качества выше областного. Пока есть благодарные ученики, мы не можем не любить свое дело, мы не можем не любить тех,  кто верит в нас, ждет тепла, уюта, знаний.     

III.            Заключение

   Неуспеваемость ученика ложится тяжелым бременем на психическое состояние: он перестает верить в свои силы и возможности, губит те добрые задатки и способности, которые были даны ему от природы. Ситуация неуспешности развивает неуверенность в своей значимости, подчас толкает в какую-то другую, зачастую аморальную и преступную деятельность. Статистика показывает, что большая часть преступников – это бывшие неуспевающие учащиеся – делится своими наблюдениями известный психолог профессор Фридман Л.М.

     Мы уверены в том, что неуспевающие ученики были, есть и будут. Считаем, что дело в них самих, в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании хорошо учиться.

     В связи с этим возникает вопрос: Можно ли так строить и проводить процесс обучения, чтобы не было неуспешных?

     Сергей Леонидович Рубинштейн  писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, которые при надлежащем направлении могут быть обращены в достоинства… За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение…»

Школа – социальный институт, создаваемый обществом и государством для подготовки нового поколения людей, готовых принять эстафету из рук уходящих поколений для того, чтобы продолжить процесс прогрессивного развития страны. Естественно, цели и задачи школы должны соответствовать тем целям и задачам, которые ставит современное общество: воспитание каждого члена общества высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально-зрелой личностью.

     Учитель – чуткий, отзывчивый руководитель деятельности по самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию ребенка. Мы должны выработать уверенность в своих учениках, чтобы они стали востребованными!



















Список использованной литературы

1.     Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993г.

2.     Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов М.: Советская энциклопедия, 1966г.

3.     Введенская Л.А. Теория и практика русской речи. Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 1997г.

4.     Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М: Наука, 1981

5.     Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания  1961 №4

6.     Костомаров В.Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом 1967 №1

7.     Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений 7-М., 1995г.

8.     Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974г.

9.     Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов. М. «Просвещение»2012г.

10.                       Никитина Е.И. «Русская речь» 5-7 класс, 8-9 класс

11.                       Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка» М. Просвещение

12.                       «Программно – методические материалы», «Русский язык 5-9 классы» М. Дрофа, 2000г.

13.                       «Единые требования к речевому развитию учащихся» (инструктивно-методическое письмо)

14.                       Журнал «Русский язык в школе» № 21, 35 2011г.

15.                       ФГОС полного общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Валюша (26.11.2013)
Просмотров: 1522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz